Газета «Азг», 8 февраля 2024г.
(Перевод с армянского языка)
Недавно Зампред правительства РФ Алексей Оверчук (координирующий также связи с Арменией) дал программное интервью хорошо информированному российскому изданию «Эксперт», в котором он впервые, сформулировал представление России о мировых геоэкономических и вытекающих отсюда геополитических реалиях. Учитывая, что такое видение дает пищу для размышлений всех партнеров о перспективах развития, еще и потому, что в нем, в качестве самого яркого примера, несколько раз упомянута Армения, считаем необходимым присоединиться этой аналитикой к целому ряду публикаций из множества стран и пригласить нашу общественность подумать над тем, что сказал Оверчук.
Экономический центр перемещается с Запада на Восток
Именно так Алексей Оверчук озаглавил вышеупомянутое интервью. Согласно ему, в результате глобальных политических и экономических трансформаций в последние два-три года возникли новые экономические и политические реалии, которые просто невозможно игнорировать.
Первое: экономическое развитие России (3.5% роста ВВП) по результатам 2023 г. позволяет думать, что Россия права, переводя глобальное экономическое сотрудничество на пространство Большой Евразии. Рост ВВП ЕС по результатам прошлого года составил 0.5%, а в Германии, Латвии и Литве даже понизился. Страны ЕАЭС вступили на путь уверенного развития, а Армения зарегистрировала самый высокий экономический рост. По оценке А. Оверчука в 2023 г. ВВП Армении вырос на 8.5%. По оценке нашего Евразийского экпертного клуба он будет даже выше. Нужно дождаться официальной информации государственого статуправления, хотя сейчас уже ясно, что армянский бизнес наилучшим образом воспользовался глобальными трансформаициями. Об этом мы еще поговорим.
Второе: Россия уверена, что в 2024 г. ВВП России вырастет на 2.5%. Вырастут также экономические показатели стран-членов ЕАЭС. Возможно, что экономика Армении продолжит развиваться самыми высокими темпами. Международные рейтинговые агентства, а также наш Евразийский эксперный клуб смогут дать прогнозы об этом в ближайшие один-два месяца. Мы рады, что прогнозы ведущих экономистов нашего клуба на последние два года полностью оправдались, что дает нам право продолжать наши текущие экономические и политологические исследования.
В своем интервью А. Оверчук выразил уверенность, что экономические реалии последних лет позволяют утверждать, что ЕАЭС и СНГ (Россия и ее ближайшие партнеры на постсоветском пространстве) формируют самодостаточный мировой экономический центр, имеющий все возможности для развития и обеспечения благосостояния и процветания собственных граждан.
И третье: постепенное перемещение экономического центра с Запада на Восток означает, что страны, ищущие более высокие темпы развития, должны устремить свой взор на Россию, Китай, Индию, международный транспортный корридор Север-Юг и другие формирующиеся центры этого большого региона. Исследование внешних торгово-экономических связей Армении показывает, что в прошлом году главными партнерами нашей страны были Россия, ОАЭ, Грузия, Китай и США. ЕС в пятерку лидеров не вошел. Нам могут возразить, что нельзя делать резкие выводы по результатам одного года. Мы ответим, верно, но тенденцию необходимо знать и попытаться понять.
Важно понять также, что по оценке Зампреда правительства России, в среднесрочной перспективе существенных изменений в отношениях России с Западом не предвидится. Это, в свою очередь, означает, что у Армении есть еще два-три года на модернизацию своей экономики и приведение ее в соответствие с требованиями развития, и что это время следует разумно использовать.
Необходимость общественного обсуждения об уточнении нашего места в мире
Если политическая элита России решила, что совместно со своими ближайшими партнерами возможно сформировать единый экономический макрорегион, нам необходимо подумать, видим ли мы себя в этом пространстве в течение относительно долгого времени? Экономические результаты Армении 2022 и 2023 гг. являются самыми красноречивыми аргументами в пользу дальнейшего развития армяно-российских связей. Эти отношения не являются производными от отношений Армении с Евросоюзом или США и не могут определяться на этих площадках. Для России это неприемлемо. Для того, чтобы понять, что первично и что вторично в наших отношениях с Россией, Армении нужно организовать компетентное обсуждение с привлечением опытных политических деятелей, ученых и экспертов. Настоящая многовекторная политика, которая сможет удержать Армению в качестве относительно стабильного и надежного партнера, требует продвигать наши связи по всем направлениям. Наши элиты смотрят в сторону Грузии, пытаясь идти по этому пути. В Армении современные политические элиты ждут, что Грузия станет, наконец, кандидатом в члены ЕС. И это теоретически может стать небольшим, но обнадеживающим шагом, что и Армения сможет когда-нибудь пойти за кандидатами в члены ЕС Турции и Грузии. Однако во имя справедливости следует заметить, что политический лидер Грузии Б. Иванишвили недавно объявил о своем решении вернуться в политику, особо подчеркнув, что делает это «чтобы не позволить поддаться соблазнам». Многие восприняли это, как предостережение грузинскому обществу не делать шагов, которые повредят и без того сложным и неоднозначным грузино-российским отношениям.
Мы считаем, что следует развивать и углублять наши представления о роли и месте Армении в регионе Южного Кавказа. В следующей статье мы напишем об инициативе премьер-министра Армении «Перекресток мира», проанализировав ее сильные и слабые стороны и показав, что там зависит от Армении, а что нет. Для того, чтобы на Южном Кавказе запустить транспортный коридор Запад-Восток, Армении нужно знать, что, например, железная дорога Карс-Тбилиси-Баку убыточна и следует еще подсчитать, будет ли железная дорога Карс-Гюмри-Мегри-Баку (кроме преследования политических и военных целей) экономически целесообразной или нет? Что касается международного транспортного коридора Север-Юг, Зампред Оверчук подчеркивает стратегическое значение железной дороги Решт-Астара, соединяющей Иран с Азербайджаном, и готовность России завершить ее строительство. Это означает, что мы в Армении должны приложить дополнительные переговорные усилия с Москвой и Тегераном, чтобы обеспечить полноценную нагрузку новых дорог, проложенных по нашей стране.
Политические обсуждения о развитии экономики
Есть впечатление, что экономика в Армении развивается по одной логике, а политика – по другой. Очевидно, что после депортации арцахского армянства, наша политическая мысль находится в кризисе. Кажется, сказать нечего. Крупнейшие политические пирамиды не настроены на внутриполитическое перемирие, но избранные ими до сих пор формы внутриполитической борьбы, очевидно, уже не устраивают большую часть населения. Нужен какой-то сильный политический толчок, чтобы продвинуть новую политическую и общественную дискуссию о модернизации нашей политической жизни, соответствующей требованиям времени. Не может быть так, чтобы мы хотели почерпнуть пользу из наших экономических реалий, но развивали политическое сотрудничество и диалог главным образом в другом направлении. Если мы уже осознали, что новые реалии на Южном Кавказе уже сформированы и действуют многосторонние внешние влияния, то мы должны быть в состоянии откликнуться на все эти сигналы. Недавно один из американских армянских профессоров в социальных сетях утверждал, что главный вопрос – уходит ли Россия с Южного Кавказа, или нет? В Армении этот назревший западный дискурс воспринимается как уже состоявшийся уход России с Южного Кавказа, в частности, из Армении. И это будто бы наверняка и бесспорно. Все другие сдержанные и аккуратные суждения, звучащие с нашей стороны, что Россия не уходит с Южного Кавказа, а наоборот, желает развивать самое глубокое сотрудничество и с Азербайджаном, и с Грузией, и с Арменией, хотя бы для того, чтобы ось Север-Юг послужила ее жизненным интересам, кажется, остаются неуслышанными.
Мы утверждаем, что армянская политологическая и экономическая мысль в состоянии оказать существенную услугу политическому пространству Армении, объяснив, каким должно быть воплощение наших стратегических интересов по развитию и углублению сотрудничества с Западом, Китаем, Индией и Большим Ближним Востоком, без ущерба армяно-российским отношениям.
И наконец, еще один вопрос для дальнейшего исследования. Если ЕАЭС и СНГ во главе с Россией в новом миропорядке снова станут самостоятельным и самодостаточным экономическим полюсом (центром), нужно также понять, будем ли мы развивать культурное, научно-образовательное и цивилизационное сотрудничество с партнерами на этом пространстве? Возможно ли безболезненно избежать этого сотрудничества и взаимодействия? Зачем это делать? Движимые осознанием национальных интересов, мы должны быть в состоянии с присущими новому поколению прагматичными подходами подготовить нашу страну к новым отношениям, подобающим новым реалиям.
(Перевод с армянского языка)
Недавно Зампред правительства РФ Алексей Оверчук (координирующий также связи с Арменией) дал программное интервью хорошо информированному российскому изданию «Эксперт», в котором он впервые, сформулировал представление России о мировых геоэкономических и вытекающих отсюда геополитических реалиях. Учитывая, что такое видение дает пищу для размышлений всех партнеров о перспективах развития, еще и потому, что в нем, в качестве самого яркого примера, несколько раз упомянута Армения, считаем необходимым присоединиться этой аналитикой к целому ряду публикаций из множества стран и пригласить нашу общественность подумать над тем, что сказал Оверчук.
Экономический центр перемещается с Запада на Восток
Именно так Алексей Оверчук озаглавил вышеупомянутое интервью. Согласно ему, в результате глобальных политических и экономических трансформаций в последние два-три года возникли новые экономические и политические реалии, которые просто невозможно игнорировать.
Первое: экономическое развитие России (3.5% роста ВВП) по результатам 2023 г. позволяет думать, что Россия права, переводя глобальное экономическое сотрудничество на пространство Большой Евразии. Рост ВВП ЕС по результатам прошлого года составил 0.5%, а в Германии, Латвии и Литве даже понизился. Страны ЕАЭС вступили на путь уверенного развития, а Армения зарегистрировала самый высокий экономический рост. По оценке А. Оверчука в 2023 г. ВВП Армении вырос на 8.5%. По оценке нашего Евразийского экпертного клуба он будет даже выше. Нужно дождаться официальной информации государственого статуправления, хотя сейчас уже ясно, что армянский бизнес наилучшим образом воспользовался глобальными трансформаициями. Об этом мы еще поговорим.
Второе: Россия уверена, что в 2024 г. ВВП России вырастет на 2.5%. Вырастут также экономические показатели стран-членов ЕАЭС. Возможно, что экономика Армении продолжит развиваться самыми высокими темпами. Международные рейтинговые агентства, а также наш Евразийский эксперный клуб смогут дать прогнозы об этом в ближайшие один-два месяца. Мы рады, что прогнозы ведущих экономистов нашего клуба на последние два года полностью оправдались, что дает нам право продолжать наши текущие экономические и политологические исследования.
В своем интервью А. Оверчук выразил уверенность, что экономические реалии последних лет позволяют утверждать, что ЕАЭС и СНГ (Россия и ее ближайшие партнеры на постсоветском пространстве) формируют самодостаточный мировой экономический центр, имеющий все возможности для развития и обеспечения благосостояния и процветания собственных граждан.
И третье: постепенное перемещение экономического центра с Запада на Восток означает, что страны, ищущие более высокие темпы развития, должны устремить свой взор на Россию, Китай, Индию, международный транспортный корридор Север-Юг и другие формирующиеся центры этого большого региона. Исследование внешних торгово-экономических связей Армении показывает, что в прошлом году главными партнерами нашей страны были Россия, ОАЭ, Грузия, Китай и США. ЕС в пятерку лидеров не вошел. Нам могут возразить, что нельзя делать резкие выводы по результатам одного года. Мы ответим, верно, но тенденцию необходимо знать и попытаться понять.
Важно понять также, что по оценке Зампреда правительства России, в среднесрочной перспективе существенных изменений в отношениях России с Западом не предвидится. Это, в свою очередь, означает, что у Армении есть еще два-три года на модернизацию своей экономики и приведение ее в соответствие с требованиями развития, и что это время следует разумно использовать.
Необходимость общественного обсуждения об уточнении нашего места в мире
Если политическая элита России решила, что совместно со своими ближайшими партнерами возможно сформировать единый экономический макрорегион, нам необходимо подумать, видим ли мы себя в этом пространстве в течение относительно долгого времени? Экономические результаты Армении 2022 и 2023 гг. являются самыми красноречивыми аргументами в пользу дальнейшего развития армяно-российских связей. Эти отношения не являются производными от отношений Армении с Евросоюзом или США и не могут определяться на этих площадках. Для России это неприемлемо. Для того, чтобы понять, что первично и что вторично в наших отношениях с Россией, Армении нужно организовать компетентное обсуждение с привлечением опытных политических деятелей, ученых и экспертов. Настоящая многовекторная политика, которая сможет удержать Армению в качестве относительно стабильного и надежного партнера, требует продвигать наши связи по всем направлениям. Наши элиты смотрят в сторону Грузии, пытаясь идти по этому пути. В Армении современные политические элиты ждут, что Грузия станет, наконец, кандидатом в члены ЕС. И это теоретически может стать небольшим, но обнадеживающим шагом, что и Армения сможет когда-нибудь пойти за кандидатами в члены ЕС Турции и Грузии. Однако во имя справедливости следует заметить, что политический лидер Грузии Б. Иванишвили недавно объявил о своем решении вернуться в политику, особо подчеркнув, что делает это «чтобы не позволить поддаться соблазнам». Многие восприняли это, как предостережение грузинскому обществу не делать шагов, которые повредят и без того сложным и неоднозначным грузино-российским отношениям.
Мы считаем, что следует развивать и углублять наши представления о роли и месте Армении в регионе Южного Кавказа. В следующей статье мы напишем об инициативе премьер-министра Армении «Перекресток мира», проанализировав ее сильные и слабые стороны и показав, что там зависит от Армении, а что нет. Для того, чтобы на Южном Кавказе запустить транспортный коридор Запад-Восток, Армении нужно знать, что, например, железная дорога Карс-Тбилиси-Баку убыточна и следует еще подсчитать, будет ли железная дорога Карс-Гюмри-Мегри-Баку (кроме преследования политических и военных целей) экономически целесообразной или нет? Что касается международного транспортного коридора Север-Юг, Зампред Оверчук подчеркивает стратегическое значение железной дороги Решт-Астара, соединяющей Иран с Азербайджаном, и готовность России завершить ее строительство. Это означает, что мы в Армении должны приложить дополнительные переговорные усилия с Москвой и Тегераном, чтобы обеспечить полноценную нагрузку новых дорог, проложенных по нашей стране.
Политические обсуждения о развитии экономики
Есть впечатление, что экономика в Армении развивается по одной логике, а политика – по другой. Очевидно, что после депортации арцахского армянства, наша политическая мысль находится в кризисе. Кажется, сказать нечего. Крупнейшие политические пирамиды не настроены на внутриполитическое перемирие, но избранные ими до сих пор формы внутриполитической борьбы, очевидно, уже не устраивают большую часть населения. Нужен какой-то сильный политический толчок, чтобы продвинуть новую политическую и общественную дискуссию о модернизации нашей политической жизни, соответствующей требованиям времени. Не может быть так, чтобы мы хотели почерпнуть пользу из наших экономических реалий, но развивали политическое сотрудничество и диалог главным образом в другом направлении. Если мы уже осознали, что новые реалии на Южном Кавказе уже сформированы и действуют многосторонние внешние влияния, то мы должны быть в состоянии откликнуться на все эти сигналы. Недавно один из американских армянских профессоров в социальных сетях утверждал, что главный вопрос – уходит ли Россия с Южного Кавказа, или нет? В Армении этот назревший западный дискурс воспринимается как уже состоявшийся уход России с Южного Кавказа, в частности, из Армении. И это будто бы наверняка и бесспорно. Все другие сдержанные и аккуратные суждения, звучащие с нашей стороны, что Россия не уходит с Южного Кавказа, а наоборот, желает развивать самое глубокое сотрудничество и с Азербайджаном, и с Грузией, и с Арменией, хотя бы для того, чтобы ось Север-Юг послужила ее жизненным интересам, кажется, остаются неуслышанными.
Мы утверждаем, что армянская политологическая и экономическая мысль в состоянии оказать существенную услугу политическому пространству Армении, объяснив, каким должно быть воплощение наших стратегических интересов по развитию и углублению сотрудничества с Западом, Китаем, Индией и Большим Ближним Востоком, без ущерба армяно-российским отношениям.
И наконец, еще один вопрос для дальнейшего исследования. Если ЕАЭС и СНГ во главе с Россией в новом миропорядке снова станут самостоятельным и самодостаточным экономическим полюсом (центром), нужно также понять, будем ли мы развивать культурное, научно-образовательное и цивилизационное сотрудничество с партнерами на этом пространстве? Возможно ли безболезненно избежать этого сотрудничества и взаимодействия? Зачем это делать? Движимые осознанием национальных интересов, мы должны быть в состоянии с присущими новому поколению прагматичными подходами подготовить нашу страну к новым отношениям, подобающим новым реалиям.